подержанные автомобили из сша
 

Кузов автомобиля

 

Что такое кузов

«Металлическая, пластиковая или деревянная коробка для перевозки пассажиров и грузов», — скажут транспортники. «Несущий элемент конструкции», — добавят инженеры. «Самая дорогая и тяжелая часть легковой машины», — уточнят эксплуатационники. «Произведение искусства», — будут утверждать дизайнеры. И все будут правы. «Ни в каком другом промышленном изделии, — писал в своей книге «Автомобильные кузова» польский исследователь Януш Павловский, — не выступают так тесно связанные и такие разные дисциплины, как технология производства и перевозок, механика, эргономика, архитектура, психология, экономика, сбыт и т.д. С этой точки зрения правильнее определить кузов как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания». И далее продолжил: «Автомобильный кузов — это продукт существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля».

Разнообразие форм

Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидности автомобильных кузовов — седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант — универсал. Исключение — правительственные лимузины, парадные фаэтоны, иностранные купе, кабриолеты, родстеры, спайдеры — были настолько редки, что воспринимались скорее как экзотика. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне, в отличие, скажем, от 50-60 годов, любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, полудюжиной и больше различных кузовов. Голова кругом идет — фастбеки, хэтчбеки, ночтбеки, одно-, двух- и трехобъемные, вагонные, среднекапотные, невиданные помеси универсалов и купе, пикапов и кабриолетов, фургонов и лимузинов. Встречаются и такие кузова, которые и не определишь с ходу.

Функциональное назначение

Попробуйте дать определение кузову «ушастого» «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественнику, «горбатому» ЗАЗ-966. Да что далеко ходить, — а как вам «Нива»? По форме это настоящий универсал, но вот по содержанию...

С точки зрения функциональной принадлежности универсал — это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название —хэтчбек — то есть с дверцей в задней стенке.

В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седаном — конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четыре х- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже вагонной компоновки! В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch — по-английски выемка, зарубка, вырез), во втором фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»).

Вот почему «ушастого» правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.

Впрочем, сколько людей — столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная детьми, вполне может назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.

Кузов по ОСТу

С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.

Далее по тексту: USA — Соединенные Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия.

СЕДАН (USA-Sedan, GB-Saloon, F- Berline, D-Limousine, I- Berlina)

СЕДАН (USA-Sedan, GB-Saloon, F- Berline, D-Limousine, I- Berlina)

Трехобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя (шестью) боковыми дверями.

Седан-нотчбек c двумя основными рядами сидений стал классическим в конце 40-х годов.

КУПЕ (Coupe, Gran turismo)

КУПЕ (Coupe, Gran turismo)

Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений.

Несколько нечеткую формулировку относительно «стесненных размеров» гораздо проще и понятнее можно изложить так — «2-7-местный кузов с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений».

ХАРДТОП-СЕДАН Sedan-Hardtop, Sport-Sedan

ХАРДТОП-СЕДАН Sedan-Hardtop, Sport-Sedan

Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины.

ХАРДТОП-КУПЕ

ХАРДТОП-КУПЕ

Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

ФАСТБЕК (Fastback, D-Fliessheck)

ФАСТБЕК (Fastback, D-Fliessheck)

Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.

Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется.

ЛИМУЗИН (D-Pullman)

ЛИМУЗИН (D-Pullman)

ЛИМУЗИН (D-Pullman) 
Пассажирский кузов, имеющий перегородку за первым рядом сидений, с открывающимся окном.
 

 

ЛАНДО (Loundoulet)

ЛАНДО (Loundoulet)

ЛАНДО (Loundoulet) 
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.

КАБРИОЛЕТ (Cabriolet)

КАБРИОЛЕТ (Cabriolet)

КАБРИОЛЕТ (Cabriolet) 
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами.

По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между окнами боковой стены.

ФАЭТОН (Phaeton, Convertible)

ФАЭТОН (Phaeton, Convertible)

ФАЭТОН (Phaeton, Convertible) 
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.

В данном случае произошла некоторая путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета — 4-6-местный кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон.

ФАЭТОН-УНИВЕРСАЛ (Universal Mehrzweck Fahrzeug)

ФАЭТОН-УНИВЕРСАЛ (Universal Mehrzweck Fahrzeug)

Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).

Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси».

БЕСКАПОТНЫЙ КУЗОВ МИНИВЕН

Minivan

Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.

Многочисленные дешевые японские и корейские «малыши» вагонной компоновки подходят под это определение.
 

 

ФУРГОН (USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette)

ФУРГОН (USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette)

ФУРГОН (USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette) 
Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.

В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение.

КОМБИ (Hatchback, D-Heckklappenlimousine)

КОМБИ (Hatchback, D-Heckklappenlimousine)

Двухобъемный кузов, имеющий заднюю дверь, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях).

Название, ясно указывающее на происхождение и назначение (комбинированный из седана и универсала, сочетающий их качества), у нас не привилось, даже несмотря на продолжавшийся много лет выпуск модели « Иж-Комби». Гораздо большее распространение получило иностранное слово « хэтчбек», дословно — «дверца сзади».

УНИВЕРСАЛ (USA-Station Wagon, GB-Estate car, F-Break, D-Kombi, I- Giardinera)

УНИВЕРСАЛ (USA-Station Wagon, GB-Estate car, F-Break, D-Kombi, I- Giardinera)

Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд (ряды) сидений складывающийся).

Жесткое определение « двухобъемный» представляется в данном случае лишним — что будет, когда передняя часть кузова станет такой же плавной линией, как задняя у фастбека? Пример — « Рено-Эспас» или «Мицубиси-Спейс Гир», самые настоящие однообъемные универсалы.

КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП (Cabriolet)

КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП (Cabriolet)

Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.

РОДСТЕР (Roadster, Spider)

РОДСТЕР (Roadster, Spider)

Пассажирский двухместный кузов cо складывающимся мягким тентом.

БРОГАМ (Brougham, Coupe de Ville)

БРОГАМ (Brougham, Coupe de Ville)

Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.

ТАРГА (Targa)

ТАРГА (Targa)

Пассажирский кузов со съемной средней частью крыши.

ПИКАП (Pick-up)

ПИКАП (Pick-up)

Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой.

Чаще всего этот кузов путают с фургоном. Чтобы не ошибаться, достаточно запомнить, что Pick-up по-английски означает, в том числе, и «подбирать», «подхватить».